Главная » 2015 » Август » 26 » как помочь ребенку победить ошибки в письменных работах
22:03
как помочь ребенку победить ошибки в письменных работах
       
     
 
   

             Этот материал для родителей тех учеников,  которые делают множество ошибок при письме, смирились с ними, и не очень надеются с ними справиться.

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование.

        Они довольствуются «тройкой», соседствующей с «двойкой», из класса в класс их переводят, но дорога к успешному высшему образованию для них будет закрыта шлагбаумом неграмотности.

 

Можно ли им помочь? Безусловно, да! Главное, что могут сделать родители – это  вызвать желание писать без ошибок.

Как? Родительская любовь и желание помочь найдут верный путь к решению проблемы. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу. Никто лучше родителей не знает характера и способностей ребёнка. Интерес к его учебе, доброжелательность во всех отношениях  – уже залог успеха. Доверительная беседа, анализ причин помогут начать работу. Далее нужно вместе составить план ликвидации неграмотности. Он может быть примерно таким:

 

План  ликвидации  неграмотности

  1. Внимательно слушать  учителя на уроке, не допускать ошибок на новые правила  в письменных работах в классе и дома.
  2. При выполнении домашних работ сначала повторить правило; посмотреть записи на уроке; внимательно прочитать задание; подумать, какие буквы вставить в слова, каких знаков препинания не хватает (при затруднении обязательно посмотреть в словаре, учебнике). Только после этого старательно, разборчивым и красивым почерком переписать текст, диктуя себе каждое слово по слогам в уме или вслух.
  3. Стараться грамотно писать на всех уроках, помнить про машинальную память.
  4. Работать над ошибками: для этого, выучить наизусть все слова, в которых есть ошибки, выписывая их на отдельные листки-экраны. Повесить их над письменным столом или в другом видном месте.
  5. Выучить правила, на которые допущены ошибки. Делать упражнения не сразу на все правила, а постепенно отрабатывать каждую орфограмму.
  6. Выполнять такое полезное упражнение: перед сном выбрать из какой-нибудь книги любое предложение,  проанализировать его с точки зрения правописания.
  7. Обязательно держать на письменном столе или на полке орфографический словарь.
  8.  Придумать свои способы работы над ошибками.

 

Не надо объяснять дома ребёнку тему, изученную на уроке, так как подобная помощь приносит вред: надеясь на родителей, он плохо слушает учителя, отвлекается. Гораздо лучше и правильнее, если ребёнок  на уроке всё выучит и запомнит так, чтобы  дома смог бы  объяснить. Сошлитесь на то, что давно учились, забыли. Приучайте к самостоятельности.

Есть четыре краеугольных камня в изучении грамматики – четыре базовых  умения:

1.  Отличать гласные звуки от согласных, звонкие согласные – от глухих.

2.  Выделять в слове корень, приставку, суффикс и окончание.

3.  Определять части речи в тексте без затруднения.

4.  Выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

         Если у ребёнка нет этих умений, он не сможет применить правила, даже если все они выучены наизусть.

 

Очень важное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании».  Если ребёнок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно.  Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о».

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты (всегда можно взять любое упражнение из учебника). Если ребёнок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: «здесь «о» или здесь «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.
         Известен очень простой и действенный способ научить ребёнка писать грамотно. И, в первую очередь, помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть желание. А время для своего чада всегда найдётся.
Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия, тем быстрее и легче можно добиться необходимого результата.

В основе метода теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Тихомирову Д.И. говорил: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

            Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит?

 Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически  все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребёнок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придётся снова обратить его внимание на слоги.

         Предложите ребёнку прочитать вслух, громко и чётко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребёнок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчёркивая и выделяя их, но достаточно быстро.  А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память.

Затем, когда ребёнок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а, следовательно, и правильно пишет.
          Для чтения лучше использовать произведения классиков: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребёнка, то подобное чтение будет восприниматься как очень интересная игра. Ведь детей интересует всё новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

«Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время чтения обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребёнок прочитал то или иное слово.  Например, слово «который» он произнёс так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребёнка и попросить его ещё раз прочитать слово.
            С детьми в возрасте до 10 лет можно заниматься таким чтением  весьма непродолжительно,  от 5 до 10 минут.  Далее чтение не приносит должного результата. С детьми старше 10 лет можно заниматься чуть больше – до 15 минут.
         Регулярные занятия, при которых ребёнок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре:  громко, чётко и не один раз. Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребёнка.
Чтением по слогам, с чётким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день.

Важно и необходимо также писать домашние диктанты (текстовые или  словарные), 1-5 раз в неделю. Проверяя работу ребёнка, не подчёркивайте ошибки красным карандашом. Этим только закрепляется в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки для чтения, а потом снова проверьте в диктанте.

Вспоминается  разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика – великая вещь! 

 

Легко ли вам, родителям, следовать  данным  советам? Конечно, если учебный материал сильно запущен, то потребуются огромный труд и терпение, чтобы дети научились писать без ошибок.  Необходимы  поддержка, заинтересованность и помощь всех членов семьи, поощрение за успехи, пусть на первых порах незначительные.  

Делитесь опытом с другими родителями, обращайтесь за помощью к учителю.  Некоторые родители считают, что это не их дело – учить  грамотно писать. Как-то, очень давно, один папа сказал: «Я кормлю, пою, а ваше дело – учить». Учить, действительно, – дело учительское. Учить и детей, и родителей. Родителей научить тому, как грамотно помочь собственному ребёнку. Ведь без помощи и участия родителей невозможно ребёнку трудно преодолеть учебные затруднения. У учителя на уроке нет достаточных возможностей и условий для оказания индивидуальной помощи каждому, ведь в классе больше двух десятков учеников. В работе же по преодолению ошибок при письме важна своевременность и систематичность.

Именно поэтому, так важно сотрудничество учителя и родителей в организации помощи ребёнку. При совместном внимательном подходе к решению данной проблемы можно победить любые ошибки, и ребёнок сможет перейти в 5 класс грамотным, хорошо подготовленным, самостоятельным учеником.    

Категория: воспитательная работа в классе | Просмотров: 776 | Добавил: stahieva_ella | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: